БОКОВАЯ БАЛАНСИРОВКА ПРИ ПОСАДКЕ С БОКОВЫМ ВЕТРОМ
Особенность боковой балансировки самолета при посадке и взлете связаны с влиянием бокового ветра.
Боковой ветер стремится изменить направление полета на угол, равный Y = W6/V, где W6 — боковая составляющая скорости ветра, перпендикулярная к оси взлетно-посадочной полосы (ВПП); V — воздушная скорость самолета.
Для того чтобы вектор путевой скорости самолета (Уп) совпадал с направлением оси ВПП, необходимо парировать снос самолета. Это достигается двумя способами: созданием скольжения или изменением курса полета на величину угла сноса. Первый способ называется «посадкой со скольжением», а второй — «посадкой с упреждением по курсу» (рис. 13.2).
При посадке со скольжением продольная плоскость симметрии самолета совпадает с направлением оси ВПП. Вектор скорости самолета V отклонен в сторону действия ветра на угол скольжения
Р » We/V. (13.9)
Для обеспечения прямолинейности движения самолет надо накренить на наветренное полукрыло и тем самым уравновесить поперечную силу Rz, возникающую при скольжении. Для нормального приземления перед касанием колесами ВПП производится уборка крена отклонением ручки (штурвала) по направлению ветра.
Потребные для балансировки самолета углы бн, б0 и у будут равны [см. (12.11) … (12.13)]
(13.10)
(43.11) (13..12)
Отсюда видно, что наибольшие отклонения элеронов и руля направления требуются при посадке, когда скорость наименьшая (У = — Vnoc). У самолетов с треугольными и стреловидными крыльями с ростом угла атаки (уменьшением V) увеличивается степень поперечной
Рис. 13.2. Схема предпосадочного движения самолета при наличии бокового — ветра; о — со скольжением; б — с упреждением по курсу
статической устойчивости. Это вызывает необходимость дополнительного отклонения элеронов [см. (13.11)].
С увеличением скорости бокового ветра растут потребные для балансировки углы 6, и 6Н. При некоторой скорости потребные отклонения элеронов и руля направления на посадке станут равными располагаемым (предельным). Эта скорость бокового ветра является предельной, при которой еще возможна посадка со скольжением.
Такие же рассуждения применим и к взлету самолета.
При посадке с упреждением по курсу самолет ведут под углом У — W6/V к оси ВПП без скольжения. Нос самолета развернут в сторону ветра (см. рис. 13.2). Так как отсутствует скольжение, то не возникают боковые силы и моменты и отпадает необходимость в их балансировке. В этом случае непосредственно перед касанием колесами ВПП или в момент касания энергичным отклонением руля направления надо довернуть самолет по полосе. Этот способ позволяет производить посадку при больших скоростях бокового ветра, чем при посадке со скольжением. В настоящее время способ посадки с упреждением по курсу получил широкое распространение, но он сложнее по технике пилотирования.
Дополнительная литература
[91 с. 249, 529—536, [8] с. 282—300.
Контрольные вопросы
1. Каковы особенности в определении момента тангажа самолета при полете вблизи земли?
2. Поясните способы посадки самолета при наличии бокового ветра.