БОКОВАЯ БАЛАНСИРОВКА ПРИ ПОСАДКЕ С БОКОВЫМ ВЕТРОМ

Особенность боковой балансировки самолета при посадке и взлете связаны с влиянием бокового ветра.

Боковой ветер стремится изменить направление полета на угол, равный Y = W6/V, где W6 — боковая составляющая скорости ве­тра, перпендикулярная к оси взлетно-посадочной полосы (ВПП); V — воздушная скорость самолета.

Для того чтобы вектор путевой скорости самолета (Уп) совпадал с направлением оси ВПП, необходимо парировать снос самолета. Это достигается двумя способами: созданием скольжения или из­менением курса полета на величину угла сноса. Первый способ назы­вается «посадкой со скольжением», а второй — «посадкой с упре­ждением по курсу» (рис. 13.2).

При посадке со скольжением продольная плоскость симметрии самолета совпадает с направлением оси ВПП. Вектор скорости са­молета V отклонен в сторону действия ветра на угол скольжения

Р » We/V. (13.9)

Для обеспечения прямолинейности движения самолет надо накренить на наветренное полукрыло и тем самым уравновесить поперечную силу Rz, возникающую при скольжении. Для нормаль­ного приземления перед касанием колесами ВПП производится уборка крена отклонением ручки (штурвала) по направлению ветра.

Потребные для балансировки самолета углы бн, б0 и у будут равны [см. (12.11) … (12.13)]

image172(13.10)

(43.11) Подпись: У = (13..12)

Отсюда видно, что наибольшие отклонения элеронов и руля на­правления требуются при посадке, когда скорость наименьшая (У = — Vnoc). У самолетов с треуголь­ными и стреловидными крыльями с ростом угла атаки (уменьшением V) увеличивается степень поперечной

Рис. 13.2. Схема предпосадочного движения самолета при наличии бокового — ветра; о — со скольжением; б — с упреждением по курсу

статической устойчивости. Это вызывает необходимость дополни­тельного отклонения элеронов [см. (13.11)].

С увеличением скорости бокового ветра растут потребные для ба­лансировки углы 6, и 6Н. При некоторой скорости потребные отклонения элеронов и руля направления на посадке станут равными располагаемым (предельным). Эта скорость бокового ветра является предельной, при которой еще возможна посадка со скольжением.

Такие же рассуждения применим и к взлету самолета.

При посадке с упреждением по курсу самолет ведут под углом У — W6/V к оси ВПП без скольжения. Нос самолета развернут в сторону ветра (см. рис. 13.2). Так как отсутствует скольжение, то не возникают боковые силы и моменты и отпадает необходимость в их балансировке. В этом случае непосредственно перед касанием колесами ВПП или в момент касания энергичным отклонением руля направления надо довернуть самолет по полосе. Этот способ позво­ляет производить посадку при больших скоростях бокового ветра, чем при посадке со скольжением. В настоящее время способ посадки с упреждением по курсу получил широкое распространение, но он сложнее по технике пилотирования.

Дополнительная литература

[91 с. 249, 529—536, [8] с. 282—300.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности в определении момента тангажа самолета при полете вблизи земли?

2. Поясните способы посадки самолета при наличии бокового ветра.